Частное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского"
п.Саракташ Оренбургской области

Из доклада протоиерея Николая Стремского.

Православная гимназия имени преп. Сергия Радонежского  является частным общеобразовательным учреждением при Свято-Троицкой Обители Милосердия, созданным в 1992 году и призванным воспитывать учащихся в духе лучших российских традиций, православия, патриотизма и любви к Отечеству.


За эти годы педагогический коллектив Гимназии прошел трудный путь, вырабатывая и прорабатывая свой опыт создания программы развития, собственную концепцию. Силами педагогического коллектива ведется кропотливая работа по созданию методик, программ преподавания православных дисциплин.


Педагогические технологии, используемые в Гимназии, опираются на богатые традиции православной русской системы педагогики К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, А.Н. Пирогова, Е.А. Покровского, В.В. Зеньковского, направленные в первую очередь на воспитание подлинного гражданина Родины, защищающего нравственные и культурные ее ценности.


Православная гимназия в своей деятельности  старается отвечать двум требованиям: воспитание детей в духе православия и соблюдение уровня знаний, соответствующего нашему времени. Образовательный процесс и формирование общей культуры учащихся в Гимназии строится на основе христианского воспитания. Основоположник отечественной педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «основной целью воспитания человека может быть только сам человек… а в человеке цель воспитания составляет душа». Воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, пронизано верой в силу Божию.  Смысл воспитания состоит в том, чтобы уяснить путь спасения, связать детскую душу с Церковью.


Гимназия осуществляет образовательную деятельность в полном объеме, предусмотренном для данных учебных заведений Министерством образования  Российской Федерации. А так же дает курс дополнительного образования, включающего в себя изучение Закона Божия, церковнославянского языка, церковной этики, Ветхого и Нового Заветов, символики Богослужения, Богослужебного устава, катехизиса, Библейской истории, основ общецерковной истории, сравнительного, догматического богословия, ряда музыкальных дисциплин. Изучение православной культуры в Гимназии предполагает системное и последовательное освоение гуманитарных дисциплин, ориентируясь на традиции дореволюционных классических гимназий при строгом соблюдении государственного образовательного стандарта.


Одним из значимых направлений воспитательной деятельности Православной гимназии являются – Закон Божий, являющийся живым, сакральным источником всей духовной жизни христианина, и христианская этика, которые преподаются в течение всего процесса обучения. Христианская этика ведется на бесценной сокровищнице Православной Церкви – агиографии, житиях святых.


Объединяющим центром всего духовно-нравственного пространства Гимназии является Свято-Троицкий собор. С совместной молитвы начинаются и заканчиваются учебные и трудовые занятия. Литургийная жизнь православной гимназической общины есть внутренний духовный стержень всей образовательной деятельности.


Одна из составляющих полноценного развития личности – гармоничное сочетание духовного и физического развития учащегося. Ведущим мотивообразующим началом всей образовательной и воспитательной деятельности Гимназии является производительный общественно-полезный и духовный литургийный опыт работы учащихся. Особые обязанности по духовному окормлению ученическо-педагогического коллектива возлагаются на духовника Православной гимназии, ответственного за духовно-нравственное состояние гимназической общины.


Для более полного развития личности Гимназия:                   
– прививает воспитанникам необходимые навыки молитвы, милосердия;
– раскрывает смысл и значение духовной жизни в Православии;
– создает возможности для выявления и развития интересов и способностей детей, подростков и юношества в различных видах деятельности;
– организует с родителями учащихся беседы, семинары по вопросам Православной христианской культуры и традиции, духовно-нравственных ценностей;
– организует культурно-массовые мероприятия: концерты, выставки, конкурсы, демонстрацию фильмов религиозной тематики.


В течение 20 лет в Гимназии действует хор, с момента образования по 2009 год руководила, которым заслуженный работник культуры Заикина Лидия Ивановна (+ 09.05.2009 г.). Репертуар хора разнообразен: духовные песнопения Д. Бортнянского, А. Аренского, А. Кастальского, песнопения XV века, песнопения на греческом языке, духовные псалмы. Дети неоднократно принимали участие в концертах духовной музыки.


По сложившейся традиции на Рождество, Пасху воспитанники подготавливают праздничные выступления. Организуются паломнические поездки.


Педагогический коллектив проводит большую работу по изучению личности учащихся, их адаптации в коллективе. Много внимания уделяется работе по воспитанию нравственности, сознательной дисциплины, культуры поведения. Ведется работа по воспитанию творческой личности, развитию индивидуальных интересов и способностей учащихся. В этом способствуют программы трудового, музыкально-эстетического образования.


По окончании учебного года в Православной гимназии проводится обязательная трудовая практика для учащихся 4-10 классов.


Гимназия имеет библиотеку с достаточным фондом учебников и художественной литературы. Есть медицинский кабинет, кабинеты трудового обучения, компьютерный класс, кабинеты физики, химии, актовый зал, столовая.


Отцы IV века признавали высокое значение общего классического и гуманного образования, считая его лучшим благом, высшим украшением человека. Святитель Григорий Богослов в надгробном слове святителю Василию Великому  в особенную заслугу вменяет ему то, что он в совершенстве овладел всей полнотою современного ему образования. Православная гимназия дает гармоничное сочетание духовного и общеобразовательного знания. В заключение можно добавить слова  святителя  Московского Филарета (Дроздова), отражающие должную полноту образования, в сравнении действия света луны и солнца: «Свет одного научного образования без света Христовой истины – все равно, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный; он будет только скользить по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая внутрь ея, – никогда не в состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам, скорбям и лишениям».